Море

Дневник.

Для выезда за границу на работу, в командировку и т. д. требовалось открытие визы с оформлением, так называемого «Выездного дела», которое включало в себя пакет необходимых документов. По окончании всех формальностей гражданский паспорт заменяли на «Паспорт моряка» (в старые времена выдавалась «мореходная книжка», которая в обиходе обзывалась «мореходкой»). Так вот, оформление этого выездного дела превращалось в занудное дело. Если какой либо пункт был заполнен некорректно, то приходилось перелопачивать всё снова. Автобиография, анкета, справки о родственниках и многое другое, Автобиография, например, должна быть без хронологических пробелов, т. е. река времени должна течь беспрерывно. Даже фотография должна быть по форме: чёрно-белый снимок 4х6см в белой рубашке с черным галстуком, которые делались, в специальных фотоателье. Вот из-за этих мытарств я, на будущее, и делал короткие записи типа — где был, чем занимался, по какой цене паровозы продавал. Всего у меня сменилось по разным причинам три или четыре «Паспорта моряка»(мореходки), и такие записи были хорошим подспорьем при оформлении, хотя, как потом оказалось, слишком большой перестраховкой с моей стороны. Мои записи были похожи на Вахтенный журнал, даже координаты местонахождения записывал. К сожалению, многое уже затерялось. Сейчас, после стольких лет, мне самому очень интересно читать эти записи. Оказалось, кое-что я забыл начисто и если бы не собственная запись, то никогда бы и не вспомнил. Может быть немножко размочу и перепишу то, что сохранилось. В общем, этот «дневник» — отрывки из обрывков.

Отрывки из обрывков

1978. 8.11.78 пришли в Искендерун за грузом на Сардинию, Простояли сутки на рейде и 9-го ошвартовались к причалу. Здесь современный терминал на четыре танкера, по четыре «гусака». Нам дают по 10 тысяч тонн в час. Погода великолепная, днём 20-21 градусов тепла, солнечно. Лучшие условия для развития цивилизации. Но ночью уже холодно.

11.11.78 В 00:00 Снялись из Сейхана на Сардинию. В Кальяри будем 15-го.

12:00 пришли в Кальяри. На Сардинии прекрасная погода — солнечная, тёплая. Сходу встали к причалу, завтра поедем на берег. Причал — длинный, в несколько километров трубопровод без дороги. На берег можно добраться только на катере. К вечеру с берега потянуло печным дымком. Вкусный запах.

16.11.78. У итальянцев забасттовка. За ночь откатали половину груза, а утром прекратили выгрузку, отсоединили шланги, и всё замерло. Мы поехали на берег в Сарроч. До Кальяри 20 минут езды, решили не утомляться и отдохнуть в Сарроче. Городок маленький, тихий. Посидели в кафе у музыкальных автоматов и домой.

19.11 Забастовка кончилась вчера, сдали остаток груза и встали на рейде в ожидании бункера до 20-го.

24.11- 20:00 msk. Встали на якорь на рейде Искендеруна (Сейхан).

27.11. Продолжаем стоять на рейде Сейхана, ждём погрузку. Погода отличная. Сегодня наполнили бассейн и купались — вода +21. Зато, когда приняли карту погоды, ахнули. Над севером Италии стоит циклон и вокруг кутерьма. Почти по всему Средиземному морю ветер 35-40 узлов, а здесь тишь и гладь.

28-го встали под погрузку и 30-го вышли на рейд и встали на якорь. Нет подтверждения об оплате портовых и агентских услуг. Стоим ждём. Погода ухудшилась, с моря идёт зыбь. А из пароходства пришло подтвердение на перестой в Новоросийске для ремонтных работ.

02.12.78 10:00 мск снялись из Искендеруна на Кальяри.

6-го прибыли в Сарроч и сразу к причалу, а 9-го вышли из Сарроча в Новороссийск!

14.12.78 Пришли в Новороссийск, и я уехал домой до 25-го.
26-го Прилетел в Новороссийск.
«Кубань» наливается у нового причала Шесхариса, построенного совместно с японцами и французами. Это первый экспериментальный налив. После погрузки встали на рейде. Ждали окончания небольшого ремонта главного котлаи парадного трапа. С трапом не успели, сняли с «Кавказа» и проводили нас в рейс на Францию в Фос Сюр Мер, это недалеко от Марселя. Забыл упомянуть, что новый 1979 год встретили на рейде Новороссийска. В Фос пришли на «старый Новый год» 13 январа. Двое суток в очереди, потом к причалу. От причала в Лаверу ходит маленький автобус от фирмы. Ходит по расписанию до центра города, что очень удобно. Несмотря на хмурую промозглую погоду поехали в город, заземлились.

16.01.79 Снялись на Эс-Сидер (Ливия).
19.01.79  Встали на якорь на рейде Эс Сидера. Погода райская — солнечно +22.Тихо. Ждём инструкций на погрузку от фрахтователя. Уже десять дней ждём. Хорошо стоим! При такой погоде и на рейде не плохо. На берегу несколько домов и нефтехранилищ. Сахара, сэр.
В радиорубке почистились, профилактику сделали, кое-какой ремонт.
29.01.79 Снова идем в Лаверу, после Тунисского пролива начался сплошной мордобой, ветер NW 8-9 баллов, на открытых поверхностях кругом соль, антенные изоляторы зашунтированы солью и приходится освежать из чайника, не надолго. Чтобы не порвать антенну СВ ослабили оттяжку, потому что после каждого удара волны по носу, рубка ходуном ходит. Это вам не по рейдам ошиваться.
01.02.79 Сходу причал. Погода хорошая, прогулка, пиво отдых. На другой день вышли в Искендерун.
07,02.79 Пришли в Искендерун, хотели сходу швартануться, немного не вписались и коснулись. Правда всё обошлось. Капитан сказал: «пойду штаны менять». Поменял, утром встали к причалу, погода хорошая.

09.02.79 Утром проснулся уже в море, идём на Риеку. Впереди западные ветры по 20-30 узлов, Прошёл хороший дождь, опреснились, освежились. Надолго ли.
13.02.79 Пришли в Риеку. Ошвартовались кормой к причалу на двух якорях. Поехали в город. Джентльменский набор — прогулка, бар, пиво — к вечеру на пароход. Утром вышли в Зуетину. Переход был хоть и короткий, но тяжёлый. В балласте при встречном волнении потрясло изрядно.

С 17 по 23 февраля простояли в Зуетине, погрузились у монобуя и снялись на Багамы с заходом на бункеровку в Сарроч (Сардиния). Что-то нам не везёт в эту зиму, всё крутимся в Средиземном в самое неудобное время и никак не выходим. Наконец, 4 марта получили бункер и снялись из Кальяри на Багамы.

06.03.79 Вышли в океан. Наконец-то. Сразу стало как-то спокойнее на душе. Погода хорошая, зыбь от NW, качка. Правда, тут же были назначены дежурным судном по приёму западного направления. На обработке 39 пароходов!!! Ну и долбоёбы в службе связи! Думают, если пароход большой, то и у нас по пять пар рук и ушей. Описывать эту работу вредно для нервной системы, не будем о плохом. Всё когда-нибудь кончается и дежурство тоже.

11.03.79 36N 40W , идём под проводкой НИСП «ПАССАТ». Погода хорошая ещё не жарко около +20.
15.03.79 30N 65W Очень высокая влажность, временами дожди, Качка почти прекратилась.
17.03.79 Вечером прибыли на South Riding Point Bahamas. Сходу встали к причалу и начали выгрузку. Отличная солнечная погода с Флориды на УКВ навалом станций с музыкой. Записываем.
19.03.79 Под утро снялись в направлении Гибралтара. Идём проливом Провиденс, погода ясная, ветер SE около 5 баллов, тепло +25, зыбь.
21.03.79 2640N 7047W. Качка. Где-то в Средиземном море нас ждёт груз, вероятнее всего опять в Ливии и назначением на Багамы. С севера зыбь 3-4 метра сильная бортовая качка, спать приходится на диване. Вообще-то погода хорошая, если не считать неровной дороги. Начали мыть танки. Сделали перебалластировку, задрали корму. При поднятии на волне кормы появляется сильнейшая вибрация и сотрясается весь пароход. Оборвался фидер уголковой антенны. Ну и кому морды бить?

22.0379 QTH 2707N 6029W Ветер W 10 м/сек . Получили инструкции на предстоящую работу. Идём в Искендерун под груз иракской нефти на Риеку в Югославии. Видать, апрель протолкаемся опять в Средиземном.
23.03.79 Вслед за хорошей погодой, идем значительно южнее. Погода отличная, зыбь уменьшилась до 2-х метров и идёт с запада. Жарко, но работать с антенной можно. Подшаманили АМС-17.
26.03.79 3106N 3223W. Завтра будем в районе Азорских островов. Прохождение на КВ плохое.
27.03.79 Проходим Азоры, погода ухудшилась, усилился ветер от NE. На сутки отстаём от планового времени, зато танки помыли.
29.03.79 Сутки хода до Гибралтара. С севера крутая зыбь, сильная бортовая качка. Ни поспать, ни поесть нормально. Заканчиваем установку TV антенны — семиэлементного волнового канала. В Европе будем испытывать.
30-го прошли Гибралтар. Тишь и гладь. У берегов Алжира испытали ТВ антенну — результат хороший.

04.04-15.04 79 Были в рейсе Сейхан-Риека-Зуетина.
!6.04-20.04 Стоянка в Зуетине и погрузка назначением остров Бонайре в
Карибском море.
20.04.79 Снялись в рейс на о.Бонайре. По пути должны где-то принять
бункер, скорее всего на Канарах.Идем в Средиземном в районе острова Пантелерия,
погода NW около 7 баллов.

26.04.79 Пришли в Санта Крус де Тенерифе, Приняли бункер, погуляли по
городу и 27-го вечером взяли курс на Вест-Индию. Идем путями парусников в
хорошее время года при благоприятной погоде, попутном ветре 10 узлов и
рассчитываем приход на Бонайре 6-го мая утром. Связь с Бонайре через Кюрасао.
Оба острова принадлежат Голландии, или Нидер- , как говорится, -ландам. 6-го мая
вошли в группу Антильских островов.
Эфир полон латиноамериканской музыкина разных языках.

06.05.79 Утром пришли на рейд Бонайре, легли в дрейф. Причал занят будем сутки ждать. Смотрим два канала телевидения из Венесуэлы и с Кюрасао .Впервые
посмотрели «Кинг_Конг» в старом варианте, потом пошли ковбойские. Весь день
угроблен.
07.05.79 07:30 идём на швартовку.
Помогают два буксира «Alistter Sisters». С мостика видно лишь несколько емкостей
нефтехранилищ. Гористый ландшафт острова похож на кубинский. Где-то неподалёку
городок Кролендайк ждёт нас в гости.
Кстати, мы тут первый советский танкер.
Погода. Постоянно облачно, очень высокая влажность — реальные тропики- 10 градусов выше экватора. Вода +28.

После обеда собрались в столицу острова, в деревню Кролендайк. До неё 22 км. Вызвали такси. Водитель повёз нас сначала в какой-то посёлок, поскольку решил, что нам нужны женщины. Когда ему объяснили, что такое «облико морале», удивился и поехал в город. Природа как… хотел сравнить и не с чем. Скудная растительность, вокруг кактусы и козы вперемешку с хижинами аборигенов, деревья все маленькие и перекорёженные растут ввцепившись в каменистую почву. С местными ураганами только так.

Кролендайк маленький задрипаный городишко, который мы обошли минут за двадцать. Население, естественно, весьма смуглое. Балакают на голландском и английском. Чем они живут непонятно. Нефтебаза и козы — вся индустрия, ещё возможно туристы. Я купил в баре газету типа еженедельника, отпечатанную черным шрифтом на цветной бумаге в несколько страниц. Несколько картинок и тексты на голландском. Похоже, туристический проспект, для местного архипелага. Рядом о. Кюрасао, там цивилизация и сервис.

08.05.79 в полдень покинули Бонайре, 10-го вышли в океан и легли в дрейф, пока погода позволяет, начали чистку главного котла.
11.05.79 Идем под вспомогательным котлом со скоростью 5 узлов, Погода хорошая.
13-го обнаружилось разрушение пароохладителей главного и вспомогательного котлов. Работать можно пониженной мощностью 23.000 л.с.

14.05.79 идём в среднем по 13.7 узла. Всё не слава богу, заболел доктор — почечная колика. Поторговались с пароходством и врачами и получили направление на Канары, где после медицинской консультации персадим дока на «Прагу» и заодно возьмём бункер, воду и снабжение.
20.05.79 28N 25W ветер норд-ост 6 баллов, зыбь. Завтра вечером будем на Тенерифе.
21-го 2300 встали на якорь на рейде Санта Крус. На другой день поехали на берег, провели там пять часов и вечером снялись на Зуетину за грузом в 105.000 тонн сырой нефти на Бильбао. Всё прошло рутинно: Зуетина — погрузка — выход в рейс 31-го мая.

04.06.79 Гибралтар. Встречный ветер 25 узлов. Получили следующий рейс после Бильбао: снабжение в Альхесирасе, затем погрузка в Зуетине на Карибское море.
Полдень 7-го июня 1430 пришли в Бильбао, лоцман на борту — идём на швартовку сходу.

08.06.79 1630 Те же четыре буксира раскантовывают нас на выход. Мы только что вернулись из города. Была прекрасная вылазка на природу без магазинов, без забот, только для души. До чего же здесь прекрасная природа, просто рай. Зелёные холмы, рощи, редкие поселения по пути в город, да и в городе покой и тишина.

14.06.79. Находимся на траверзе Триполи. Погода штиль, солнечно +27. Завтра приход в Рас Лануф, где будем брать часть груза, остальное в Зуетине.
17.06.79 завершили грузовые дела и утром снялись на Карибы.
21.06.79 Перешли в западное полушарие. Сегодня проходим Гибралтар при штилевой погоде в очень плотной дымке, Видимость около одной мили.
24.06.79 Идем в океане 20N. Начали дежурство по приёму.
27.06.79 qth 2408N 3820W спустились к самым тропикам, через пару дней войдём и начнём получать тропическое вино. Жарко, но влажность ещё не высокая, Кондиционер не работает из-за нехватки фреона. Лёгкий попутный ветер.
29.06.79 1915N 5105W идём в тропиках дорогой пассатов. Погода хорошая.

01.07.79 Проходим о.Мартинику проливом Доминика. Ветер восточный 20 узлов, cloudy, vis mod, elsewhere showers. Второго прибыли на Бонайре. Двое суток лежали в дрейфе, ожидая причал. 5-го во второй половине дня ошвартовались и шестого поехали в Кролендайк посидеть часок-другой в баре на набережной. Вечером снялись в рейс.

07.07. 79 Прошли пролив Сомбреро между Виргинскими островами и вышли в Атлантику. Погода дождливая, слабый ветер. Идём под проводкой НИСП «Э.Кренкель», полагаемый приход в Новороссийск 23 июля.
08.07.79 Вышли из проливов, проходим 58W. Погода солнечная, слабый восточный ветер. Влажность, наконец, уменьшилась.
14.07.79 Идём на траверзе Азорских островов пять градусов южнее. Ветер норд-ост 25 узлов, к вечеру усилился до 35. Упала главная антенна, раскололся проходной изолятор. Ну пока ещё не беда — посреди океана и АМС-17 сгодится — на средних волнах тут мало работы. Распогодится, починим. 16-го вошли в Средиземное и окунулись в туман.

27.07.79 Утром Эгейское море. Вышли на связь с диспетчером по радиотелефону. Тот сразу огорошил: крутите на 180 градусов, идите в Ливию под погрузку на Геную. Молодец диспетчер, хорошо хоть не из Чёрного моря повернул. Повернули, пошли.
25-го погрузились в Эс Сидере и идём на Геную, а встречающие нас в Новороссийске родственники ждут в «Бригантине».
В Генуе простояли сутки и 29-го вышли на Новороссийск. Утром 4 августа встали на якорь на рейде новороссийск в дальней точке у Даоба.
во второй половине дня встали под погрузку у Шесхариса.

7 августа сошёл в отпуск, переселился в «Бригантину».