Место встречи

Место встречи…

Конец 70-х, танкер «Луцк». Как-то так случилось, что я долго не был в отпуске — больше года и когда, наконец, получили указание следовать в Новороссийск, я почувствовал себя уже одной ногой в отпуске. Капитан дал радиограмму с заявкой на замену отпускникам, и дело осталось за малым — дойти и отпускнуться. Обычно, мне с отпусками везло. Просто подходил срок, и без проволочек мне давали замену, причём, всегда летом — красота просто, птички, цветы и бабочки. И в этот раз так же. Только подтверждения по радио на замену мне и второму помощнику пока не было. Всякое бывает, пойдем в кадры там разберёмся. Нас поставили на рейде, поэтому утром мы с Леонардом, сиречь секондом,  отправились на берег рейдовым катером. Договорились, после решения своих отпускных проблем, пойти куда-нибудь отметить начало отпуска.

Леонард направился к своему судоводительскому инспектору по кадрам , а я к своему. Только я зашёл в кабинет, инспектор сразу огорошил — слушай, у тебя проблема, прямо шаром покати никого нет на замену. И тут же начал старую песню, мол, сходи ешё разок на Кубу, подумаешь каких-то два месяца. тем более лето — жарко,  водка теплая, бабы потные. Рейс железный —  туда и обратно, потому что пароход встанет на ремонт. Я, конечно, мог бы полезть в бутылку, пригрозить профкомом, на это у меня были все основания,  но,  это как-то не по мне. И тут он говорит, что есть одна слабая надежда, один чудак докуривает последние несколько дней отпуска, Мол попробуй договориться. Давай, говорю, пиши адрес, пойду на абордаж.

Выхожу из кабинета, в коридоре мается Леонард. Почти, как у Высоцкого — в кадрах мне сказали нет, а ему пожалуйста. У него всё в ажуре, после швартовки сразу сходит в отпуск. Решили, что сейчас попьём пивка и потом вместе пойдем уговаривать этого, как его, Павленко. В то время в Новороссийске около рынка стояли » железные братья» — автоматы по разливу пива, которые пользовались огромной популярностью. Вот к ним мы и направились. По пути встретился киоск «Спорт Лото». Леонард тут же — давай по билетику. Ну взяли. У него ноль, у меня 40 руб. Леонард тут же засуетился — давай,  на все берём еще билетов, пару сотен точно выиграем. Была у него страстишка. Я говорю, мол, хренушки, сначала дело сделаем потом поиграем. Еле оторвал его от киоска, вижу — горят у него предохранители — азарт прёт.

Пошли дальше. Я обдумываю сценарий обольщения Павленко, Леонард тоже о чём-то молчит. Вдруг,  он как-то равнодушно говорит: — Вон Павленко идёт. Тут уж я встрепенулся — надо же только что выиграли и опять везуха. Он кивнул на мужичка в тренировочном костюме с авоськой, который шёл по переходу в нашу сторону. Я ринулся к нему навстречу: — Вы Павленко?
— ну, да, а в чём дело? Я тут же перешёл на «ты», коллега всё-таки, почти держу его за пуговицу быстро излагаю ситуацию, мол, войди в положение полтора года без отпуска, в долгу не останусь. В общем, выручай! Он опешил, пытался меня остановить: — вы ошиблись… вы ошиблись… и пытался меня обойти. Наконец, это ему удалось, и он быстро удалился. Меня аж заклинило,  смотрю ему вслед и  «Ну и жлоб».  А где же Леонард? Его не было.

Потом появляется, за фонарным столбом прятался недалеко. И на меня: -ты чё охренел, ты чё к нему пристебался?! Ты чё ему буровил? И т.д. и т.п. Я говорю: «Вот жлоб, ну и жлоб.» Леонард мне:- Это ты мудило. Он же не твой Павленко, это ЧМ Павленко! Я чуть штаны не уронил — ты что ж мне не сказал?! Он — да, ты как раненый олень к нему ломанулся.

По штатному коду должностей в ММФ — ЧМ это начальник пароходства. Должностные лица имеющие право подписи радиограмм, предваряли свою подпись кодом должности. Например: ЧДМ это главный диспетчер, ЧДСМ сменный диспетчер, КМ капитан судна, ШРМ начальник судовой радиостанции и т.д. Вижу, Леонард не в шутку струхнул. Дело в том, что штурмана, находясь в резерве в ожидании своего судна, часто направлялись на дежурство в приемную начальника пароходства и хорошо знали его, и он знал многих в лицо.  Поэтому Леонард так заволновался и спрятался, значит была причина.  Кстати, в нашем случае ЧМ Павленко находился в отпуске и жил неподалёку от места нашей с ним встречи. Этот случай можно сравнить с тем как, если бы солдат попросил генерал-полковника подменить его на посту.

Перед уходом в отпуск Секонд, конечно, не удержался опубликовать произошедший инцидент с Павленко, и на пароходе все удивлялись — как же это — два таких начальника не смогли договориться. Какой-то у нас ЧМ не толерантный.
А своего Павленко я тогда так и не отловил.

P.S. second mate — второй помощник (секонд).