Ремонт в Марселе

Ремонт в Марселе.

Февраль 1978. Год эксплуатации наших новых супертанкеров показал их эффективность. Один пароход заменял пять-шесть средних танкеров. Но силовая установка грешила частыми неисправностями. В главном котле часто прогорали трубки, их приходилось глушить и на время этой процедуры переходить на вспомогательный котёл, при этом приходилось вместо шестнадцати узлов идти на шести. И эта болезнь, вероятно, была присуща танкерам всей этой серии. Механикам приходилось хреново, но такая у них селяви.

Зимой 1978-го у нас должен быть ремонт в Марселе, а перед ним, в ноябре 77-го отправились из Новороссийска на Кубу с полным грузом. В кубинских портах со своей фигурой мы не умещаемся, поэтому предстояла лихтеровка груза в бухте Нипе, куда мы и прибыли в ночь под новый 1978 год. Нипе — закрытая бухта с довольно узким входом с небольшим поселением на берегу. Кругом заросли и песчаные пляжи. Тишь и благодать. Встретили новый год и приступили к работе. Лихтеровали нас «Герои Бреста», «Варшава», «Комсомолец Кубани» и «Людиново». За неделю мы неплохо отдохнули вдали от мирской суеты. Я поплавал с маской нашёл крупную караколу (раковину) и большую звезду.

С окончанием лихтеровки снялись в рейс на Канары для пополнения бункера. 21 января пришли на Тенерифе в Санта Крус, а вечером уже вышли на Марсель в доковый ремонт. После прохода Гибралтара погода резко ухудшилась, зима всё-таки. Пришли в Марсель 26 января, встали на якорь на рейде. Но погода настолько испортилась , что пришлось через день отойти в море. Наконец, 30-го вошли в гавань Марселя и встали у зачистной станции для зачистки сливного танка. Потом встали к ремонтному причалу в ожидании освобождения восьмого сухого дока. 2-го февраля зашли в док и осушились. Перед концом операции осушения наблюдали сухую рыбалку докеров. В остатках воды оказалось довольно много крупной рыбы и докеры с азартом её вылавливали руками. А мы поимели удовольствие лицезреть фигуру нашего парохода в сухом виде. «Ни хрена себе!» — сказали мы с Петром Иванычем, ибо 306 метров длины и 17 м до ватерлинии это впечатляет.

Через пару дней поедем в Канны и Ниццу с целью погулять — Фирма платит. В субботу в шесть утра уселись в автобус и покатили в Канны. Дорога отличная бежит среди холмов, погода соответствует. Вдали видны горы со снегом. Скоро мы тоже поднялись, и стало прохладно. Много машин с лыжами на крышах. Ну кому куда, а нам к морю потеплее. После перевала шустро покатились вниз и вскоре въехали в Канны. Решили передохнуть и погулять по набережной возле здания, где проходят кинофестивали. По улице повсюду отели и кабаки, всё и вся безобразно дорого. Людей очень мало — видно не сезон. Поразмялись и поехали дальше. Дорога прижата к морю — слева виллы и кабаки, справа море. Не понятно где город начинается и где кончается.

Выехали в гору на улицу Кеннеди и упёрлись в музей Наполеона и Военно-морского флота Франции. Пошли в музей. Он расположен в каком-то бастионе, каменная стена с бойницами полукруглое здание в три этажа. В музее большая экспозиция по военно-морскому флоту и посвящённая Наполеону. Вещи принадлежавшие лично императору и членам его семьи, а также маршалам. Посмертная маска императора. Я выразил сожаление, что эту маску с него сняли не в Москве.

Раз уж попали в такое место, то пожелали поехать в музей Пикассо. Однако, к удовольствию большинства, музей художника был закрыт, и мы решили восполнить эту потерю экспромт-пикником на берегу моря. Месье Филипп — наш сопровождающий от фирмы- был тоже не против. Купили на рынке два ящика сухого вина, жареных куриц, овощей, фруктов и расположились табором на прибрежных камнях не доезжая аэропорта Ниццы. Весело и непринуждённо провели пару приятных часов подкрепившись физически и морально.

А, ну где здесь ваша Ницца! Да вот же она, рукой подать. Проехались по Английской набережной. Всё то же — отели и рестораны. Очень много стариков и старух на набережной. Оказывается это их сезон. В иное время года им нет тут покоя, вот и приезжают зимой.
Далее в программе экскурсии у нас намечено посещение храма русской православной церкви построенной в Ницце на средства матери Николая Второго и Русского легиона во Франции, о чём поведала мемориальная доска при входе в храм. Внутри встречает интеллигентная русская старушка весьма древних лет и провожает по храму. Первый раз попал в церковь, и то за границей. Храм действующий. Внутри стоят стулья с фамилиями владельцев. Все русские. Очень хорошее впечатление от этого посещения, как в старой России побывали. Далее посещали кладбище с могилой Герцена и ещё кого-то. Я сослался на то, что на кладбищах меня укачивает и посидел за воротами.

К вечеру город начал оживать, предстоял карнавал цветов и на улицах становилось тесновато. Чтобы не застрять на ночь, мы продвинулись к морю ближе к дороге. Пешком вернулись к карнавалу. Там уже всё вертелось, кружилось, пело и плясало. Попили пива на прощание с Ниццей и уже в ночь уехали в Марсель.
Основной целью ремонта была окраска подводной части корпуса самополирующейся четырехслойнойой краской. Эта процедура предохраняет корпус от обрастания всякой дрянью, которая тормозит движение всё больше и больше по мере обрастания. Стирающаяся краска удаляется вместе с наростом и под ней проявляется следующий слой другого цвета и исчезновение последнего слоя сигнализирует о необходимости новой покраски. Особенно остро проблема очищения корпуса возникает у судов постоянно работающих в тропиках, где каждая ракушка норовит устроиться на постоянное житьё при пароходе.

В ремонте стоять хорошо, когда не очень долго. Через месяц становится невмоготу. Полу-работа , полу-безделье. Конечно, просто стоять и пить прохладительные напитки, гуляя в белых штанах, каждый не против, но, когда ходишь среди бардака, спотыкаясь о шланги, ходишь по нужде в док, а вокруг грохот и вонь, это напрягнает. Хочется простого человеческого норд-оста в 3-4 балла и сна в чистой каюте. А пока, раз или два в неделю поездка в автобусе до площади Сталинграда, прогулка, кино, и опять трудовые будни. Но всё когда-то кончается, даже ремонт. 26 февраля вышли из Марселя до фатерлянду.