Морская подвижная служба радиосвязи

Радиосвязь на морском флоте.

С самых первых дней практического применения радио, радиосвязь появилась на морском флоте. Радио стало средством обеспечения безопасности человеческой жизни на море. По мерое технического совершенствования средств радиосвязи параллельно развивались в международном масштабе юридические и регламентирующие правила использования радиосвязи на море. Эта деятельность основана на выполнении международного Регламента радиосвязи  Морской Подвижной службы. Радио — это сообщения о погоде, навигационной обстановке, срочные предупреждения об опасностях для плавания судов, служебная, коммерческая и частная переписка. Все эти функции выполняли радиоспециалисты Международной Морской подвижной службы, т.е. мы — судовые и береговые радисты.
.

Всего в сутки один человек несёт две четырехчасовые вахты (8-ми часовой рабочий день). Что делает на вахте судовой радист? В первую очередь обеспечивает непрерывное прослушивание частоты 500 кгц, на которой передаются сигналы тревоги и бедствия, срочности и безопасности, сообщения о бедствии, ведётся аварийный обмен, а также вызовы судов находящихся в зоне обслуживания береговой радиостанцией. Одновременно на вахте радист занимается обычным радиообменом служебного и частного характера с береговыми радиостанциями своего Пароходства и Министерства. Кроме того по расписанию принимает сводки и прогнозы погоды, навигационные предупреждения других ведомств, как советских, так и иностранных радиостанций, по ходу рейса. Дальняя радиосвязь осуществляется на КВ  в диапазонах 2, 4, 6, 8, 12, 16, 22 мгц. В основном А1, A3J, F4 видами излучения.   Ну и масса прочих дел.

В зависимости от класса и предназначения судна, на нём обеспечивается 8-ми, 16-ти или круглосуточные радиовахты в море, которые несут соответственно 1, 2 или 3 радиста. При плавании грузовых судов в ограниченном районе без выхода в океан радиослужбу представляет один человек — начальник радиостанции, при неограниченном дальнем плавании — два человека, т.е. начальник и радиооператор. Кроме вахты есть ещё много технических работ по обслуживанию радиооборудования, радиолокационных станций, радионавигационных приборов и системы громкоговорящей связи и оповещения.

Мне выпало удовольствие работать судовым радистом в 1970-х — 1990-х годах, на пике развития слуховой телеграфной и телефонной радиосвязи на морском флоте, когда обработка сигналов велась ещё аналоговыми методами в средневолновом, коротковолновом и УКВ диапазонах радиочастот.